Формирование компьютерной грамотности детей на занятиях кружка «Мой друг компьютер» с помощью ПМК «Роботландия»

 

Глузгал Л. П., учитель начальных классов сош № 5 г. Углича

 

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о том, что главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке приоритетные, взаимосвязанные задачи. Среди них - достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.

В целях создания условий для повышения качества общего образования кроме всего прочего планируется обеспечить и всеобщую компьютерную грамотность учащихся.

С этой целью, а также с целью развития логического мышления, расширения кругозора детей во 2, 3, 4 классах нашей школы был создан кружок «Мой друг компьютер». Работа в этом направлении была начата ещё в 1992 году. Компьютер использовался на уроках русского языка с целью развития орфографической зоркости и совершенствования навыков грамматических разборов. Позже, когда в начальной школе стали использоваться учебные курсы из программы «Школа 2100», в том числе и курс А. Горячева «Информатика в играх и задачах», на занятиях по информатике в качестве компьютерной поддержки я стала использовать ПМК «Роботландия» (версия для УКНЦ). Неоднократно компьютер использовался и на занятиях Школы будущего первоклассника. И, наконец, в 2002 году, когда в школе был установлен новый компьютерный класс, а также учитывая возрастающие потребности детей и родителей, было решено организовать кружок по информатике.

Встал вопрос о компьютерной поддержке занятий. Учитывая опыт прошлых лет, мы остановились на ПМК «Роботландия», приобретённом нами в Роботландском университете г. Переславля. Данный комплекс привлекает своей доступностью и простотой использования. Программы этого комплекса формируют у школьников стиль операционного мышления, учат планировать свою деятельность, развивают творческие способности детей. Удачным подспорьем в работе стала энциклопедия А. Зарецкого «Мой друг компьютер» (по названию которой было дано и название кружку), пособие «Занимательный компьютер» автора Сергея Симоновича.

Занятия кружка строятся в соответствии с гигиеническими требованиями СанПин, а также с рекомендациями по использованию компьютеров в начальной школе Министерства образования. Работа за компьютером чередуется с работой по получению, закреплению или контролю знаний. Проводятся физкультминутки и отдых для глаз. Занятия проходят 1 раз в неделю, во 2-х классах – 1 раз в две недели, при этом класс делится на 2 группы по 10-12 человек.

За основу планирования занятий был взят курс «Роботландия» Ю.А. Первина, но, исходя из опыта работы, мною были внесены изменения в этот курс.  Материал занятий разделён на 4 блока:

 

1 блок«Введение в информатику», где дети получают первоначальные сведения об устройстве компьютера, назначении его составных частей, видах информации, знакомятся с историей развития вычислительной техники. Используются такие программы как «Курсор», «Компьютер», «Волшебная картинка».

 

2 блок«Алгоритмика. Исполнители». При изучении этого раздела дети получают понятия «исполнитель», «алгоритм», могут самостоятельно исследовать среду и систему команд исполнителя, знакомятся с типами и формами записи алгоритмов, практикуются в их составлении. При изучении этого блока опираюсь на материал курса «Информатика в играх и задачах» А. Горячева. Программы «Перевозчик», «Ханойская башня», «Конюх», «Машинист», «Переливашка» являются хорошим подспорьем для проведения занятий.

 

3 блок«Редакторы». Дети получают первоначальные навыки работы в текстовом, графическом и музыкальном редакторах при работе с программами «Привет», «Правилка», «Микрон», «Раскрашка», «Шарманщик».

 

4 блок«Развивающие игры. Уроки по предметам». Используются программы «Мудрый крот», «Морской бой» и ряд учебных программ по предметам, например «Лото», «Устный счёт» (разработчик ИРО г. Ярославля). Цель этих занятий – развитие логического мышления детей и отработка учебного материала по предметам.

 

Материал занятий расположен по спирали, как и в курсе А. Горячева. Определения и понятия повторяются в каждом учебном году, но уже в более усложнённом виде.

Остановлюсь на наиболее значимых и интересных, по отзывам детей, моментах при изучении каждого блока.

При изучении 1 блока «Введение в информатику» дети получают много теоретических знаний. Возникает необходимость проверки полученных знаний. Для этой цели я пользуюсь тестами, составленными на основе материалов книги «Занимательный компьютер» С. Симоновича. Занимательным делом для детей является расшифровка ребусов, которые есть на диске «Роботландия», а также работа в зачётном классе электронного учебника «Азы информатики», демонстрационные версии которого даны на этом же диске.

 


 


Важным моментом при изучении этого блока является знакомство с правилами техники безопасности и поведения в кабинете информатики. Закрепление этого материала происходит с помощью условных знаков, которые можно найти в электронном учебнике. На следующем занятии организуется выставка из условных знаков, уже нарисованных детьми дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее интересным, по мнению детей, является изучение блока «Алгоритмика. Исполнители». Используемые при изучении этого блока программы, как ни какие другие, позволяют активизировать исследовательскую деятельность учащихся, развивают их мышление. Одним из приёмов, используемых мною на занятиях, является демонстрация решения логической задачи. В ходе обсуждения решения задачи каждый шаг алгоритма демонстрируется на доске с помощью наглядности (перебрасывание колец при решении задачи «Ханойская башня», движение состава в задаче «Машинист»). Разнообразие в занятия кружка вносит использование элементов инсценировки. При решении логической задачи о перевозке волка, козы и капусты (программа «Перевозчик») дети перевоплощаются в героев задачи с помощью масок, и класс превращается в сцену, на которой разыгрывается небольшая сценка.

Наиболее полно раскрыть свои творческие способности дети могут при изучении блока «Редакторы». Изучение текстового редактора начинается с программы «Привет», где дети не только реализуют себя в роли сказочника, но и чувствуют необходимость в знакомстве с правилами работы в текстовом редакторе, так как при наборе ответов на вопросы у них возникает необходимость в исправлении, удалении написанного, применении заглавной буквы. Далее идёт работа в программе «Правилка», где дети изучают правила удаления лишнего символа, вставки буквы. С более сложными правилами работы учащиеся знакомятся в программе «Микрон». Редакторы «Раскрашка» и «Шарманщик» наиболее популярны среди детей. На одном из занятий в «Раскрашке» дети создают портрет клоуна. Работе на компьютере предшествует беседа об образе клоуна. Ребята описывают его таким, каким хотят изобразить. Здесь же они учатся работать со штампами (выбирают нужные для рисунка глаза, уши, рот). В итоге нет ни одного похожего друг на друга рисунка. Детей с музыкальными данными привлекает работа в музыкальном редакторе «Шарманщик». Идёт работа с такими понятиями как «нотный стан», «скрипичный ключ». Запоминанию расположения нот способствует расшифровка ребусов, в состав которых входят ноты. (показ ребусов) Даже те дети, которые раньше не имели тесного контакта с музыкой, с удовольствием набирают и ещё с большим удовольствие прослушивают мелодии известных детских песен.

 

4 четверть – время для систематизации и повторения изученного. Именно на это время и выпадает работа в блоке «Развивающие игры. Уроки по предметам». Здесь компьютер выступает в роли помощника детей по закреплению знаний по предметам. В программе «ЛОТО» ребята могут проверить свои знания по написанию слов с изученными орфограммами, в программе «Устный счёт» - навыки устных вычислений.

Итоги опроса детей и родителей в конце прошлого учебного года показали, что детям нравятся занятия информатикой. Родители относятся положительно к организации таких занятий. Многие родители и дети пожелали, чтобы компьютер использовался и на других уроках. Родители высказывают мнение о том, что приобретённые детьми сейчас навыки работы с компьютером пригодятся им в будущем, т.к. это является необходимым минимумом во многих отраслях трудовой деятельности.

В будущем мною планируется написание программы по информатике для начальной школы с опорой на ПМК «Роботландия» и другие компьютерные программы, а также создание сквозного курса информатики совместно с учителем информатики, который присутствует на моих занятиях и обеспечивает техническую сторону их проведения. Кроме ПМК «Роботландия» мы будем использовать в своей работе электронные учебники по информатике, часть которых уже заказаны нами. В следующем учебном году администрацией школы планируется создание ещё одного компьютерного класса для учащихся начальной школы. Для реализации задуманного есть все необходимые условия, в том числе и желание учителя, директора, работников компьютерного класса и других педагогов, а самое главное – желание детей и их родителей – уже имеется.